Труды Академии - ГЛОБАЛИСТИКА

Announcements of Academy - GLOBALISTICS

© - RFSA

PAGE 1

rfsa ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Бестужев-Лада И.В. ОТ ГЛОБАЛИСТИКИ К АЛЬТЕРНАТИВИСТИКЕ

I.V. Bestuzhev-Lada THROUGH GLOBALISTICS TO ALTERNATIVISTICS

Бестужев-Лада И.В. ОТ ГЛОБАЛИСТИКИ К АЛЬТЕРНАТИВИСТИКЕ

В философии истории на протяжении нескольких тысячелетий её развития сложились три концепции эволюции человечества в прошлом, настоящем и будущем: регресс, прогресс и циклы, в которых прогресс попеременно сменяется регрессом, и наоборот. До недавних пор в различных идеологиях обычно господствовала одна из трех концепций. Так, индуизм целиком зиждится на концепции бесконечных циклов регресса от “золотого века” к “желез- ному”. Марксизм, напротив, - на концепции прогресса от первобытнообщинного строя до коммунизма. Только в последнее время растет понимание равнопорядковости всех трех концепций, их относительности - в зависимости от критериев, их взаимосвязанности.

В частности, У-ХХ века христианского летоисчисления можно считать прогрессом мировой европоцентричной цивилизации на руинах античной. Долее ХХ1 века в её настоящем виде она вряд ли просуществует. А можно считать нарастающим регрессом относительно предшествовавших сорока тысячелетий “естественного состояния” рода гомо сапиенс, полагая древние цивилизации кризисом в этом процессе. Точно так же те же самые века можно считать очередным циклом развития цивилизации. Во всяком случае, с эпохи Возрож- дения. Полагая предшествующее ей тысячелетие эпохой “антицикла” после крушения античной цивилизации. Смотря как и что видеть.

Еще один пример. То, что происходит в России и других республиках бывшего СССР в 1990-х годах, можно считать регрессом с позиции консерваторов-коммунистов, прогрессом - с позиции радикалов-антикоммунистов. А можно считать очередной, седьмой по счету попыткой циклического характера выйти из противоестественного, социально-патологического состояния реализованной утопии казарменного социализма. Предыдущие шесть попыток имели место в 1921-29, 1956-64, 1966-71, 1979, 1983 и 1985-91 гг.

При этом в каждом цикле различаются стадии прогресса и регресса. В свою очередь, прогресс или регресс любых масштабов и продолжительности могут включать в себя по принципу “русской матрешки” бесконечные ряды циклов различного характера, от суточных до многотысячелетних.

Концепции прогресса, регресса и циклов - не единственные, на основе которых можно описывать закономерности развития человечества. Достаточно конструктивна в данном плане, применительно к социальным процессам концепция “норма - патология”. С этой точки зрения, упомянутое выше “естественное состояние” рода гомо сапиенс можно считать нормальным, а происходящее в последние столетия и особенно десятилетия -ненормальным,патологическим Точно так же эволюцию человечества в общем и целом можно считать нормой, а отклонения типа “брачных коммун”, изуверских сект, мафии, “мировой системы социализма” и т.п. - пато- логией. В этом смысле все семь перечисленных выше “перестроек” правильнее называть неудавшимися пока что попытками нормализовать ненормальное, вернуться от патологии к норме. Существуют, как известно, и другие концепции.

Одна из них носит интегральный характер, в значительной мере объединяя многие типа названных выше. Речь идет о концепции циклического развития, в структуре циклов которой различаются последовательно сменяющие друг друга ситуации: нормальная, проблемная, критическая или кризисная, катастрофическая либо революционная - в смысле перехода в другое качество. Ввиду многозначности перечисленных определений, каждое из них требует пояснения.

Нормальная ситуация отличается уравновешенностью, сбалансированностью, стабильностью, которые теоретически могут продолжаться бескончно долго, но на практике рано или поздно нарушаются и переходят в скат, дисбаланс, коллапс. Так, нормальная ситуация для человеческого общества любых масштабов - от глобального до регионального и локального - зиждится на примерно двух десятках балансов, начиная с топливно-энергетичес- кого, материально-сырьевого, продовольственного, транспортного, торгового и кончая эколо- гическим, демографическим, социокультурным и др. На протяжении десятков тысячелетий существования рода человеческого те или иные балансы - а иногда и все разом - периоди- чески нарушались, затем восстанавливались на новом уровне и в новом качестве. На про- тяжении последних пяти веков эти балансы в очередной раз стали все сильнее разрушаться по нарастающей, и во второй половине истекающего столетия превратились в катастрофи- чески нарастающие дисбалансы. Этот процесс не может продолжаться не то что вечно, но вообще долее нескольких десятилетий. Затем центробежные силы неизбежно разнесут “пошедшую вразнос” систему впрах. Однако до сих пор все еще остается возможность вер- нуться к нормальной ситуации восстановленных балансов в форма цивилизации, альтер- нативной существующей, т.е. качественно отличающейся от неё.

Как только баланс или система балансов нарушается - нормальная ситуация переходит в проблемную, понимая в данном случае под проблемой определенное противоречие, разрыв между должным и сущим, желательным и действительным. Однако само по себе назревание проблемы - тоже в известном смысле норма. Дело в том, что совершенно “беспроблемного” состояния общества практически не бывает, а близкое к нему свидетельствует лишь о крайней степени стагнации,когда отсутствуют какие-либо стимулы не то что к развитию,но даже просто к функционированию. В этом смысле проблема как стимул к функционированию, развитию играет важную конструктивную роль. Важно лишь, чтобы проблема была возможно скорее осознана и возможно оптимальнее решена. Иными словами, требуется возможно скорее перевести проблемную ситуацию обратно в нормальную, понимая, что тут же возникнут новые проблемы - желательно более высокого уровня - и что они, в свою очередь, должны быть снова оптимально решены.

Если проблема по каким-либо причинам не решается или решается неудовлетвори- тельно, неоптимально, либо решение её затягивается - проблемная ситуация столь же законо- мерно перерастает в критическую. Кризис - это переломный момент, когда ситуационный процесс еще обратим. Правда, чем запущеннее и глубже кризис - тем труднее “повернуть ситуацию вспять”. Но такая возможность в принципе всегда остается, и это чрезвычайно важно для управления, для его ультима рацио, “последнего решения”.

Наконец, если кризис не преодолен - ситуация перерастает в катастрофическую, когда система гибнет, либо в революционную, когда совершается переход в качественно новое состояние. В обоих случаях предполагается установление совершенно иной системы - и цикл начинается сначала.

Цикл “норма - проблема - кризис - катастрофа либо революция - норма” имеет, по нашему мнению, не только онтологическое значение, но и гносеологическую ценность, позволяя анализировать, диагнозировать и прогнозировать течение социальных процессов более основательно и конструктивно, в смысле обоснования целевых, предплановых про- граммных, плановых, постплановых программных, проектных и текущих управленческих решений.

Сошлемся, в качестве примера, на последние данные современных исследований будущего.

По некоторым авторитетным концепциям современной научной прогностики, сущест- вующая мировая цивилизация обречена. Как мы уже говорили, она вряд ли переживет в своем настоящем виде ХХ1 век - да и то ценой мучительной гибели нескольких миллиардов человек - потому что неспособна к самосохранению, к устойчивому развитию из-за нарастающих дисбалансов, о которых упоминалось выше.

В частности, не может долее нескольких десятилетий удваиваться каждые несколько лет производство и потребление энергии. В отношении тепловой энергетики это неизбежно приведет к необратимости загрязнения окружающей cреды. В отношении атомной энергетики - к нарастанию “чернобыльского синдрома” в результате диверсии или военных действий по ходу непрекращающихся “малых войн”, не говоря уже о головоломной проблеме захоронения отходов атомного оружия. Планета не может выдержать и удвоение каждые несколько десяти- летий числа людей на земле, как это имело место в ХХ веке - точно так же, как и начавшегося процесса депопуляции-выморочности, характерного для большинства развитых стран мира. Наконец, безусловно чревато катастрофой состояние мировой культуры,находящее ныне свое наиболее острое выражение в “разрыве поколений” и аннигиляции культуры при её столкнове- нии с воинственно-наступающей “антикультурой”.

Сказанным не исчерпываются глобальные проблемы современности. Имеется в виду также гонка вооружений, которая ныне свелась к опасности попадания оружия массового поражения - ядерного, химического и бактериологического - в руки тоталитарных, изуверских и мафиозных структур. Меж тем растет разрыв между богатым миром развитых стран и бедным миром отсталых стран, где каждый третий - без постоянной работы или вообще без работы и где ему прямая дорога - только к упомянутым выше тоталитарным, изуверским и мафиозным структурам, овладевающим оружием массового поражения. И это не говоря уже о разливаю- щемся половодье преступности, о надвигающейся на человечество лавине сильнодействую- щих наркотиков, которые нетрудно будет производить в любой домашней лпборатории, о нарастающем подрыве самого генофонда человечества.

Перечень глобальных проблем современности нетрудно продолжить, но главное за- ключается в том, что обыденным и бюрократическим общественным сознанием на уровне широких кругов мировой общественности и сферы социального управления, эти проблемы все еще не осознаны как нарастающая глобальная проблемная ситуация. Хотя на уровне научного осознания серьезности проблем в данном отношении за последние 30 лет сделано немало. При всем том, факт остается фактом: практически не сделано почти ничего, чтобы не допустить перерастания глобальной проблемной ситуации в критическую. Первых призна- ков наступающего кризиса,когда еще возможно нормализовать ситуацию, вполне достаточно. Но сам кризис еще не наступил, и это сохраняет соблазн “проскочить на авось”, что усиливает опасность катастрофического исхода.

В научном сознании пути нормализации ситуации к настоящему времени более или менее прояснены.Они видятся,как уже говорилось,в переходе к альтернативной цивилизации, способной успешно разрешить глобальные проблемы современности. Важнейшие качествен- ные показатели такой цивилизации: “низкая энергетика” - опора, в основном, на возобновляю- щиеся, экологически чистые источники энергии - Солнце, вода, ветер и т.д. ; “устойчивое развитие” - в смысле возможно более полного восстановления всех глобальных балансов, начиная с демографического; “демилитаризация” - всеобщее и полное разоружение; “эколо- гизация жизни” - подчинение всех жизненных критериев, начиная с экономического, одному - сохранности природы; наконец, “гуманизация образования и культуры” - в смысле преодо- ления гибельного для человечества “разрыва поколений” и еще более гибельной “антикуль- туры”.

Это подразумевает максимальное развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и потребления,в том числе максимальную теплоизоляцию жилых,общественных и производственных зданий, а также минимизацию энергозатрат на удовлетворение любых псевдопотребностей, плюс минимизацию моторного транспорта при пешеходной доступности мест работы, покупок и развлечений. Наконец, радикальную переориентацию системы обще- человеческих ценностей на нормальное воспроизводство поколений - особенно по качест- венным параметрам - на физическое и духовное благосостояние человека, на высокосодер- жательный, творческий труд и досуг, всестороннее развитие личности, на спасение рода гомо сапиенс путем спасения гибнущей земной флоры и фауны.

Понятно, центральной научной и политической - как теоретической, так и практической - проблемой в данном плане становится проблема оптимального перехода от существующей цивилизации к альтернативной, с соответствующими прикладными выводами для теории и практики управления социальными процессами на глобальном, региональном и локальном уровнях. Предварительное изучение названной проблемы показывает, что ключевой методо-логической задачей в данном плане является дифференцивция возможных путей перехода от одной цивилизации к другой. Ясно, что эти пути могут и должны быть различными для развивающихся и развитых стран мира, даже для отдельных однотипных групп тех и других стран, даже для отдельных регионов наиболее крупных стран.

I.V. Bestuzhev-Lada THROUGH GLOBALISTICS TO ALTERNATIVISTICS.

Throughout milleniums of the philosophy of history development there have emerged three concepts of mankind evolution in past, present and future: regress, progress and cycles where progress is alternately followed by regress, and the other way round.Until recently each ideology was dominated by one single concept. Thus, Hinduism is based on the concept of eternal cycles of regress from a “golden” to an “iron” age. Marxism, on the contrary, proceeds from the concept of progress from primitive society to communism. It is only recently that there has been a growing understanding of coexistence of all the three concepts, its relativity - depending of the criteria used, and its interrelation.

Proceeding from that, the 5th-20th centuries A.D. must be considered as progress of Eurocentral civilization grown on the ruins of the ancient one - it is unlikely to last beyond the 21st century in its present form. But then, the same period may be viewed as accelerating regress if compared with the preceding 40 000 years of the “natural state”of homo sapiens, assuming ancient civilizations to be a crisis. And the same period may be considered as just another cycle of civilization development, at least starting from the Renaissance, assuming that the previous mille- nium was the epoch of an anti-cycle after the fall of ancient civilization.

An another example. All happenings in Russia and other republics of the late USSR in 90s may be considered as a regress from the position of conservators-communists and as a progress from the position of radicals-anticommunists. But all the same may be concidered as a new, the 7th attempt of cyclic character to go out of an anti-natural, sociopathological situation of a “barracs socialism” realized utopia. Previous 6 attempts there were at 1921-29, 1956-64, 1966-71, 1979, 1983, 1985-91.

In each cycle there can be found stages of progress and regress. In its turn, progress or regress of any scope and duration may, like the Russian nested doll Matryoshka, include any number of different cycles - from those lasting some days to those extending through several milleniums.

Concepts of progress, regress and cycles are not the only ones which make it possible to describe the mankind development laws. Very constructive in this relation seems to be a concept “norm-pathology” characterizing social processes. From this point of view the above-mentioned “natural state” of homo sapiens may be regarded as a normal one, and the accelerating develop- ment of events during last centuries, and especially decades - abnormal, pathological. By the same taken, mankind evolution on the whole may be regarded as a norm, and some deviations like “marriage communes”, fanatic sects, mafia, “world socialist system”etc - as a pathology. In this context all 7 above-mentioned “perestroikas”should be more correctly classified as attempts - so far unsuccessful - to normalise the abnormal, to return from pathology to norm. There are other well known concepts.

One of such concepts iis integral by nature, combining to a certain extent many others of the kind mentioned above. It is the concept of cyclical development, with yhe cycles having the following structure of successive situations: normal, problem, critical, catastrophic or revolutionary. Since all these terms have a multitude of interpretations, each of them needs a clarification.

Normal situation is characterized by balance, equillibrium and stability which theoretically can last indefinitely, but in reality sooner or later breaks down and turn into decline, imbalance and collapse. Thus, normal situation for a human society of any size - from global to regional and local - is based on a score of balances, ranging from fuel and energy, raw materials, food, transport, trade to ecological, lemographic and socio-cultural balances. During milleniums of man’s existance some of these balances - and sometimes all of them - were periodically upset, then restored on a new level and in a new quality. The last 5 centuries saw rapidly increasing destruction of these balances which at the end of this century have been transformed into catastrophically growing imbalances. This process cannot go on indefinitely - in fact in several decades the centrifugal forces are bound to demolish this system which has been running amok. However, at present there is still a chance to try to return to the normal situation of restored balances - in the form of an alternative civilization, i.e. qualitatively different from the existing one.

As soon as a balance - or a system of balances - is upset, a normal situation turns into a problem one. In this case we mean by a problem a certain contradiction, a gap between what should be and what actually is, between wishful thinking and reality. However, problem situation in itself is norm, too. The matter is that any society always faces at least some problems, and when there are practically none that means an extreme degree of stagnation, when incentives for action - let alone development - are non-existent.In this sense a problem is of great constructive impor- tance as long as it is perceived as such within the shortest possible timespan and the optimal solu- tion is found. In other words, problem situation must be returned to a normal one as quickly as possible. Naturally, new problems are bound to arise immediately (preferrably on a higher level of society’s development), which, too, must be quickly resolved.

If it is impossible to solve a problem for this or that reason or the solution is either un- satisfactory or delayed too long - then problem situation is bound to grow into a critical one. Crisis is a point when a process can still be reversed though the deeper it is, the more difficult it is to achieve that. But in principle such a possibility always exists and it is very important for management, for its ultima ratio.

Lastly, if the crisis is not yet resolved the situation may become either catastrophic - when the system perishes - or revolutionary when a qualitatively new condition is created, no matter under the influence of which factors - objective or subjective. In both cases an entirely different system is established (in case the former perishes) or the old system is completely overhauled (in case of revolutionary changes) thus creating normal situation - and the whole cycle starts all over again.

The cycle “norm - problem - crisis - catastrophe or revolution - norm” is, to our opinion, a concept of epistemological as well as onthological value enabling one to analyse, diagnose and prognosticate social processes much more thoroughly and constructively from the positions of goal-decisions, plan-decisions, programm-decisions, design-decisions, and current management decisions.

Let us illustrate the above-stated points with some examples from recent futures studies.

According to the data of some future research projects realized during last two decades, the present world civilization is doomed. As it was already mentioned, it is unlikely to survive in its present form beyond the 21st century - or, if it does, only at a cost of agonizing deaths of several billions people. Since it is incapable of self-preservation and sustainability becouse of the growing imbalances mentioned above.

In particular, production and consumption of energy simply cannot double every several years for longer than some decades. As to thermal energy, this is bound to result in irreversible environment pollution. As far as nuclear energy is concerned, there is an increased danger of “Chernobyl cyndrome”. One should not exclude the possibility of terrorism or hostilities in the course of incessant “little wars”, let alone the problem of burying radioactive waste. The Earth cannot sustain doubling of the world population every several decades as was the case in the 20th century, as well as the burgeoning process of depopulation in most developed countries. Lastly, fraught with global catastrophe is the decadence of world culture lasting for about a century, which followed Renaissance of the 14th-19th centuries and at present finds its most vivid expression in the “generation gap” and annihilation of culture when clashing with the growing and militant “counter- culture”.

This list of global problems is far from complete. There is the arms race which reduced today to the danger of getting the mass destruction weapons - nuclear, chemical, and bacterio- logical - by totalitarian, fanatic or mafia structures. In the same time the gap is growing between the 1st world of reach countries and the 3d world of pure countries, where each third man is partly or even fully unemployed and where he has in fact only one way - to join to above mentioned structures getting mass destruction weapons. In the same time the avalanche of criminality is coming. Together with the avalanche of quality new very strong drugs which can be produced in any primitive home laboratory. Together with growing collapse of mankind’s genetic fund.

The list of modern global problems could be extended, but the point is that world public opinion on the grass roots and on the bureaucratic level, i.e. in the sphere of social management has yet to perceive these problems as a growing world problem situation. Though during the last near 30 years there has been a growing scientific awareness of these problems and much research has been done, but no practical steps have been taken to prevent problem situation from becoming a critical or even catastrophic one. Today there are more then enough signs of impending crisis but at this stage it can still be prevented which obviously lulls many into hoping that the situation will somehow resolve itself, which in its turn increases the danger of catastrophe.

Meanwhile, during the last 20 years the future research has more or less clarified ways of “normalizing” the global situation. Most futurists agree that the way to resolve the global problem situation and prevent its transformation into a critical and then catastrophic one is as much as transition to an alternative civilization capable of solving modern global problems. Such civilization is characterized by the following main features: “low energy” - emphasis mostly on renewable, ecologically clean sources like the sun, water, wind etc.; high degree of sustainability, i.e. re- balancing of all global disbalances beginning from population explosion; total demilitarization - comprehensive and complete disarmement; “ecologization”- priority of ecological criteria over all others including economical ones in order to save nature for any price; “humanization of education and culture” in order to overcome the catastrophic for mankind “generation gap” and even more catastrophic “anticulture”.

This means maximum development of resources- and energy-saving industrial technologies and minimazing energy consumption including the best possible thermoisolation of homes, public and industrial buildings as well as reduction of energy consumption to satisfy pseudodemands. Besides, it is necessary to limit the use of motor transportation in getting to and from work, shopping and entertainment facilities. Lastly, the whole system of human values should be thoroughly revised to ensure normal reproduction of generations - especially as far as quality is concerned, man’s physical and spiritual welfare, creative labour and leisure, all-round development of personality, and salvation of human species through salvation of dying flora and fauna on this planet.

It is clear, then, that in view of above said, the principal scientific and political - both theore- tical and practical - problem is one of optimal transition from the existing to the alternative civiliza- tion, as well as a number of applied problems in the sphere of theory and practice of managing social processes on the global, regional, and local levels. Preliminary study of the above mentioned problems shows that the key methdological task involved is differentiation of possible ways of transition from one civilization to the other. No doubt these ways can and should be different for more or less developed countries, as well as for groups of similar countries and even for different regions of larger countries.

rfsa главная страница

© - RFSA